Что такое мазохизм, и откуда он берется?

"Ибо унижение - это путь к смирению". Св. Бернар из Клерво.

Цитаты из книги: Мазохизм / Лин Коуэн (президент Межрегионального общества юнгианских аналитиков, профессор в Центре обучения практической психологии).

В настоящее время данная статья перехала по новому адресу, там появилось много новых возможностей, в том числе и возможность комментировать.


Поздняков Василий Александрович. Авторский сайт о психологии и искусстве любви. Консультации психолога в Москве
Навигация по сайту:

на главную: сайт психолога об искусстве любви

статьи о психологии любви

краткие высказывания мыслителей о любви

ответы на вопросы о психологии и любви

Психотерапия детских травм.

Психологические причины болезней

Получить консультацию психолога

мазохизм Даю краткое описание механизма возникновение склонности к мазохизму: в детстве ребенок обладает способностью к полноте жизни, жизни на 100% человеческих эмоциональных возможностей, способности к удовольствию и ощущению радости. Вполне естественно, что любому ребенку взрослые ставят ограничения, запреты. Это сопровождается наказаниями: словом и делом. Путем целой череды таких мероприятий ребенок учится "владеть собой", подгоняя себя под социально желаемое поведение, но в то же время подавляя свою негативную реакцию на такое обращение с собой. Это подавление своих чувств влечет ограничение способности испытывать полноту жизни (и радость, ощущение безграничного счастья)… Далее следует долгая цепь развития и миллиарды вариантов различных связей в сознании, выводов, которые делает ребенок, способов его что-то сделать со своими проблемами… Но общей нитью будет проходить то, что во взрослом состоянии человек (чаще или реже, сильнее или слабее) будет испытывать ощущение непонятной внутренней пустоты, беспокойства и тревоги. Они являются следствием неспособности жить на 100% (в плане чувств и эмоций).
И понятным образом, утраченная способность к полноте жизни будет связана с моментами унижения, стыда, подчинения и даже физической боли. Проигрывая такие эпизоды в игровой форме, либо в житейских ситуациях, человек на некоторое время заглядывает за (теперь уже) привычное для него состояние.
Отсюда непреодолимая тоска, которая находит хоть какой-то выход лишь в процессе реализации сценариев, которые общество считает извращенными.
Есть разница между: 1.обычными людьми, которые могут жить, не обращая (или почти не обращая) внимания на свои извращенные желания, и 2.теми, кто не может жить, не реализовывая свои наклонности в той или иной форме (даже несмотря на запреты и порицание общества). Она в том, насколько сильными, длительными и болезненными были фрустрирующие ситуации в детстве, насколько эти ситуации компенсировались полученной в детстве любовью и заботой, насколько не исчерпан еще у данного взрослого резерв подавления своей эмоциональной жизни. И еще много факторов, которые слишком индивидуальны, чтобы кратко и понятно об этом сказать. Итак, читаем, кому интересно:


* Мазохизм... Упоминание о мазохизме чаще всего вызывает у собеседника странную улыбку. В его неодобрительном брюзжании слышится эхо неудовлетворенного аппетита. За гримасой отвращения скрывается вывернутая наизнанку улыбка ожидания. Что лежит в основе такого влечения-отвращения? Что в этом явлении привлекает обостренное внимание и вызывает противоречивое отношение?

* Переживания, объединенные общим понятием "мазохизм", весьма разнообразны: от наслаждения/боли до раскрепощенной сексуальной активности с применением цепей и кожаных ремней для сокрытия эмоциональной боли, которая настигает нас почти ежедневно и дает нам ощущение удовлетворения. В более широком смысле этого понятия к мазохистам относятся не только приверженцы рабской покорности и дисциплины, но и люди, которые провоцируют и поддерживают отношения, приносящие им боль, не испытывая явного удовольствия, которые просто не знают, как эти отношения прекратить. Ревнивые любовники, брошенные возлюбленные, сексуально раскрепощенные и сексуально зависимые - каждый из них совершает мазохистские поступки. Повсюду мы видим торопливых служащих, обойденных вниманием супругов, не оцененных по достоинству предприимчивых дельцов, чувствующих, что над ними совершается насилие.

* Чтобы дать о себе знать, мазохисту совершенно не нужно быть кровожадным и вопиюще вульгарным. Он наделен весьма ощутимым элементом человечности - классической формой нормы, т. е. чем-то "среднестатистическим". Все мы в среднем ежедневно ходим на работу, стоически выдерживаем давление некомпетентного менеджмента, инфляцию, налоги, скуку и сбои в работе компьютеров. По правде говоря, в среднем у нас крайне постыдные сексуальные мазохистские фантазии, которые, как правило, не реализуются в постели. Мы в среднем обычно лелеем тайные, но скромные амбиции, планы, надежды, которые почему-то никогда не становятся реальностью, а вместо этого оборачиваются болезненными воспоминаниями и горькими разочарованиями.

* Мазохизм всегда считался крайностью. Согласно общим представлениям, мазохисты – это экстремисты и маргиналы. Если эксцентричные мазохисты будут говорить о себе в среднем, находящийся внутри каждого из них индивидуалист будет чувствовать себя оскорбленным. Мы относимся к мазохистам так же, как к преступникам и умственно отсталым, т. е. к людям, находящимся на краю той туманной области, которая называется психопатологией.

доминирование Мазохизм - прежде, чем все остальное, - неотъемлемая реальность. Это - не абсолютное извращение, не ущербность, не отклонение от нормы, а сущность: отражение души во время ее мучительных страданий в такие моменты, которые невозможно описать словами. Это время испытания утонченной боли, наступающей смерти, нашествия жутких образов, невыносимой страсти, воспламеняющей и тело, и душу. Появление этой книги - по существу следствие "странной необходимости".

* "Психопатология" - это не только синоним "болезни" с медицинской точки зрения и не "грех" с точки зрения религии. Эти понятия затушевывают наше представление о том, что могла бы выразить психика через свою патологию, они не позволяют признать, что патологизация - одно из характерных проявлений души. А между тем анализ составных частей слова "психопатология" выявляет его изначальное значение: смысл (logos) страданий (pathos) души (psyche). Джеймс Хиллман искусно перевернул это в "выстраданный душой смысл". Посредством своей "психопатологии" душа говорит о своем состоянии и, возможно, о своих намерениях через симптомы, сновидения, фантазии и поведение; она делает это и в индивидуальном, и в социальном контексте.

* Все, что мы называем сексуальным мазохизмом, моральным мазохизмом, религиозным мазохизмом, - это метафоры, через которые психика сообщает о своих страданиях и своей страсти. Они представляют собой некие скрытые "сосуды", "кулисы" или контексты, позволяющие осознать психологию мазохизма.

* Единственного однозначного понимания мазохизма просто не существует, даже если мы переживаем его индивидуально и в особых случаях. Как метафора мазохизм не поддается никакому строгому определению; как психологическое переживание он парадоксален по своей сути. Каждый психический образ неоднозначен по содержанию и амбивалентен в своей ценности: как архетипический феномен мазохизм - один из способов восприятия глубины психической жизни. Уходя своими корнями в воображение, он выражается в метафорах, в сходстве способов души любить и страдать.

* Утверждение, что мазохизм - это состояние сексуального возбуждения, в котором удовлетворение может быть достигнуто только после наказания, практически стало догмой в психоаналитической мысли. Фрейд считал, что в основе этого феномена лежит "бессознательное чувство вины", вызывающее "потребность в наказании некоей родительской властью", сексуализация морали и регрессия, обращенная от морали к эдипову комплексу. Мазохизм порождает "соблазн греховных действий", которые впоследствии должны быть искуплены упреками садистской совести... или наказаны великой родительской волей Рока". Короче говоря, садистскому Сверх-Я либо нужно заплатить, либо его нужно подкупить; платой является наказание, вознаграждением - удовлетворение.

* Независимо от того, включает оно или нет физическую боль, столь желанное для мазохиста наказание само по себе вызывает у него наслаждение. Наказание в сочетании с удовлетворением доставляет удовольствие - и унижение. Приступ мазохизма может быть похож на психический оргазм, насильственную, полную экстаза потерю контроля. Как правило, мазохистское наслаждение длится дольше: минуты, часы или даже дни. В течение всего этого времени мы не отвергаем боль; по существу, мы почти что хотим продолжать оставаться в ее объятиях, даже если не можем ее выдержать. Когда мазохизм становится центром и смыслом жизни - т. е. "ядерным комплексом", - можно сказать, что приступ мазохизма распространяется на всю жизнь.

* Признание ценности и смысла желания переживать унижение противоречит основной, преобладающей в психологии установке. Независимо от научной школы или терапевтического подхода главное стремление современной теории и практики было направлено в область эго-психологии. В соответствии с ценностями психотерапии она в основном ставила перед собой цель создания сильного, выносливого, рационального Эго, самостоятельно решающего проблемы.

* Но если Эго находит решения неразрешимых проблем, которые осознает и формулирует, фактически это означает предательство глубинной части души и задаваемых ею вопросов о всеобщем смысле. Когда в глубинной психологии осуществляется движение в область мифов, фантазии о "проблемах" и "решениях" не имеют существенной важности. Существуют конфликты, потребности, страсти, но только как картины или внешние сценарии. В мифе душа изображает сама себя, и в каждом портрете есть все, что нужно.

* Современная терапия начинается с Эго - как в интерпретации сновидений, так и в понимании шизофрении - и на Эго заканчивается. При переходе от слабости к силе Эго совершает небольшой круг. Этот порочный круг может послужить причиной неудовлетворенности, которую многие люди ощущают спустя недели, месяцы и даже годы после начала психотерапии. Создание сильного Эго - это лишь этап восхождения на гору, покорение ее вершины; однако внизу всегда раздается тихий, спокойный голос, повторяющий когда-то звучавший вопрос Бетти Фридан: "Неужели это все?"…

Читайте так же Продолжение этой статьи

Наша группа Вконтакте: "Психология любви"




© Поздняков Василий Александрович, 29 июля 2012 года. Сайт психолога об искусстве любви.
По ссылке: самая популярная статья недели и обсуждение сайта в Живом Журнале