Причины появления перверсий.

Отрывок из книги Петер Куттер. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов.
Поздняков Василий Александрович. Авторский сайт о психологии и искусстве любви. Консультации психолога в Москве
Навигация по сайту:

на главную: сайт психолога об искусстве любви

статьи о психологии любви

краткие высказывания мыслителей о любви

ответы на вопросы о психологии и любви

Психотерапия детских травм.

Психологические причины болезней

Получить консультацию психолога

сексуальные ролевые игры Переходя к теме перверсий, мы снова касаемся базового влечения, а именно, сексуальности. Речь о сексуальности вполне конкретно заходит в случаях таких общественных явлений, как проституция, порнография, садомазохистские перверсии, транссексуализм, эксгибиционизм, фетишизм.

* Здоровая "зрелая" сексуальность исключает перверсии. Однако для этого требуется соответствующее воспитание и ряд способностей: умение контактировать с другими людьми, уверенность в себе, юмор и веселость, бесстрашие во взаимоотношениях с другими и с самим собой, дифференцированная чувственность и определенное знание людей. Тогда сексуальность может быть чем-то большим, чем просто "инстинктивный порыв", может служить оживлению и обогащению межчеловеческих связей и отношений. И с этим трудно не согласиться. Правда, многих может испугать то, что вместе с определением тех или иных сексуальных действий как перверсий, возникнет некий ценз, который не все разделяют.

* Следует также учитывать, что на т. н. "перверсивные личности" достаточно легко - как и на больных наркоманией или на делинквентных личностей - проецируются собственные перверсивные составляющие.

* Уже в 1905 году в известном сочинении "Три очерка по теории сексуальности" Фрейд показал, что все мы изначально "полиморфно перверсивны, т. е. имеем потребности:
- наблюдать сексуальные действия (инстинкт созерцания; вуайеризм),
- выставлять напоказ собственную наготу (наслаждение от показа; эксгибиционизм),
- пользоваться интимными предметами в качестве заменителя желаемого лица (фетишизм),
- входить в состояние лица противоположного пола, одеваясь в его одежду ( трансвестизм),
- осознавать свою принадлежность к противоположному полу (транссексуализм),
- мучить других, унижать физически или душевно (садизм).
- быть терзаемым, мучимым (мазохизм).

Объяснение возникновения перверсий.

Перверсия - это невроз недостачи

Невыносимые чувства слабости, зависимости и ничтожности отражаются в перверсивных действиях таким образом, что чувствуешь себя сильным, независимым и великолепным.

* Примером могут послужить случаи, когда учитель мучает ученика, муж бьет жену, или когда приспособившийся обыватель за деньги удовлетворяет все свои желания у проституток, те желания, которые он к себе обыкновенно не допускает.

* В каждом из этих случаев, хотя и мимолетно, но оживляется идея собственного величия, которая, в согласии с психоаналитическим учением о защите, помогает утратившему психическое равновесие человеку с помощью перверсивных действий легче переживать плохо выносимые чувства слабости, ничтожности и зависимости. Особенно отчетливо проявляется это в садо-мазохистских отношениях: перверсивная личность, как и в пограничном случае, расщеплена на две части, одна из которых до предела хороша, мощна и идеализирована, а другая - предельно плоха, беспомощна, проклинаема. Если в данный момент на другое лицо проецируется последняя, то тогда "проектант" ощущает себя великолепным, мощным, идеализированным и садистически мучает другого, который одновременно воспринимается как плохой и беспомощный и тем самым автоматически ставится в мазохистское положение.

* Если вспомнить о психодинамике неврозов недостачи и связи, то перверсивные действия станут еще понятнее: перверсивный акт должен облегчить переживание невыносимого дефицита, отсутствия чего-либо, внутренней пустоты и ощущения бессмысленности и отчаяния. Тем самым перверсивные отношения используются для защиты от невыносимых переживаний в духе межличностных защитных механизмов. Разумеется, сам процесс действует лишь тогда, когда другое лицо подыгрывает. В соответствующей "сцене" противоположные полюса легко приходят к обоюдным действиям прежде всего тогда, когда, например, садистические устремления одного идеально соответствуют мазохистским потребностям другого.

Перверсия как агрессивная форма любви

Как продемонстрировал Роберт Дж. Столлер (Stoller, 1975), в перверсивных действиях - особенно при садизме - находит свое выражение "эротическая форма ненависти". Подобная ненависть достаточно велика по своей силе и неуправляема, поскольку в большинстве случаев возникает реактивно, как реакция на травму, которую перверсивная личность пережила в детстве. Во взрослом возрасте пострадавший переходит от обороны к наступлению и достигает триумфа в процессе перверсивного акта над другими. Когда-то подобный триумф был пережит кем-то над ним самим.

* Компоненты ненависти или неуважения обнаруживаются во многих перверсивных отношениях, пусть они и выражены не столь явно, как в отношениях между садистом и мазохистом. Фетишист предпочитает фетиш другому человеку. Эксгибиционист не пытается обладать женщиной, он лишь демонстрирует ей свой эрегированный половой орган и под угрозой изобличения достигает удовлетворения от самой возможности ее испугать. Трансвестит, не удовлетворенный биологически заданным полом, довольствуется, во многих случаях тем, что обманывает себя и других, переодеваясь в платье другого пола и показываясь в нем перед публикой (трансвестизм). Если же речь идет о большем, а именно, о физических изменениях собственной сексуальной принадлежности, то мы имеем дело с транссексуализмом.

* Из-за скрытого или открытого по своему проявлению насилия, перверсивные действия характеризуются негуманностью, бесчеловечностью. Наиболее зримое воплощение это находит в сексуальном обладании животными (содомия) или трупами (некрофилия). Люди, совершающие подобные действия, достойны сожаления, но своим поведением они, хотя и косвенно, в "вырожденной" форме, демонстрируют нам и нашу собственную манеру обращения друг с другом и со своими детьми. Неуважительное, бездушное отношение к ним, как к предметам, а не как к живым людям или к дорогим гостям, которым чаще всего оказывается должное уважение. Поэтому не стоит пропускать мимо ушей общее послание перверсивных личностей всем нам, которое гласит следующее: "Подобное происходит тогда, когда нас в детском возрасте преследуют, мучают, злоупотребляют нами и не любят нас!"

* Подобное послание, хотя и воспринимаемое с известным трудом, следует рассматривать как своего рода апелляцию к обществу, к каждому из нас.

Примеры многочисленных перверсий как бы иллюстрируют то, что родители и общество причинили таким людям в их детстве.


© Поздняков Василий Александрович, 30 сентября 2012 года. Сайт психолога об искусстве любви.
По ссылке: самая популярная статья недели и обсуждение сайта в Живом Журнале


Сайт создан в системе uCoz