Поздняков Василий Александрович. Авторский сайт о психологии и искусстве любви. Консультации психолога в Москве |
Навигация по сайту:
на главную: сайт психолога об искусстве любви статьи о психологии любви краткие высказывания мыслителей о любви ответы на вопросы о психологии и любви Психотерапия детских травм. Психологические причины болезней Получить консультацию психолога |
Утрата самоосознания происходит из-за хронического мышечного напряжения. Отличие этого напряжения от обычного в том, что оно является устойчивой неосознанной мышечной спастичностью, которая стала частью структуры тела или способом существования. Этот факт объясняет незнание человеком своих хронических напряжений до тех пор, пока они не начинают вызывать боль. Тогда он ощущает послужившее причиной боли напряжение, но не имеет понятия о том, что оно означает, и как оно могло развиться. И он абсолютно бессилен в устранении этого напряжения. В отсутствие же боли большинство людей не замечают того, как они держат себя или как двигаются. Усыпленные мнимым комфортом своих структурированных установок, они не подозревают об ограничениях, сковывающих их жизненный потенциал.
* Мышца напрягается только в условиях стресса. Если тело движется легко и свободно, оно не напряжено. Существует два вида стрессов: физические и эмоциональные. Удерживание тяжести является физическим стрессом, так же как и ситуация, при которой движение или другая активность продолжается, несмотря на усталость мышц. Чувствуя боль, вызванную напряжением, человек прекращает активность. Однако если нет возможности прекратить активность, то стресс переходит в мышечный спазм. Эмоциональный стресс подобен физическому: в этом случае мышцы заряжены чувством, от которого не могут освободиться. Они сокращаются, чтобы удержать чувство, точно так же как удерживают вес, и если чувство сохраняется длительное время, то ввиду невозможности избавиться от вызванного им напряжения, происходит мышечный спазм. * Любая эмоция, которая не может быть высвобождена, становится стрессом для мышц. Это возникает из-за давления, которое создает пытающийся вырваться наружу эмоциональный заряд. Приведем несколько примеров для иллюстрации этой идеи. Чувства печали или обиды высвобождаются в плаче. Если плач в силу родительского внушения или других причин сдерживается, то мышцы рта, горла, груди и живота, которые обычно задействованы в плаче, напрягаются. Если чувство гнева не высвобождается, то напрягаются мышцы спины и плеч. Связь между мышечным напряжением и подавлением является настолько четкой, что, исследуя мышечные напряжения человека, можно сказать, какие импульсы или чувства он сдерживает. * Что касается мышц, то различий между внешним и внутренним стрессом почти нет. Оба заставляют мышцы напрягаться. Физические стрессы, как правило, менее продолжительны по сравнению с эмоциональными стрессами, которые характеризуются устойчивостью и способностью становиться бессознательными. * Напряжения же, которые возникают через подавление, носят хронический характер, развиваются при многократном повторении переживания постепенно и, кроме того, настолько незаметно, что человек едва ли их сознает. И даже осознав напряжение, он не знает, как его ослабить. Ему приходится с ним жить, а единственный способ существования с напряжением — постараться о нем забыть. * Для пациента так же важно знать источник своих конфликтов, как и достичь самоосознания через активность тела. Чтобы терапия была эффективной, эти два подхода должны дополнять друг друга. В биоэнергетической терапии для развития самопонимания и самовыражения используются все составляющие психотерапии и психоанализа. Однако в противоположность другим формам терапии работа с телом является тем фундаментом, на который опираются функции самопонимания и самоосознания. Основная биоэнергетическая концепция заключается в том, что с любым хроническим мышечным напряжением нужно работать на трех уровнях: 1) его история или источник в младенчестве или детстве; 2) его нынешнее значение в структуре характера индивида; 3) его влияние на функционирование тела. * Только такой целостный взгляд на природу мышечного напряжения может продуцировать устойчивые изменения личности. Из этого следует несколько важных выводов: 1. Любая хронически напряженная группа мышц представляет эмоциональный конфликт, который не разрешен и, по всей видимости, подавлен. Напряжение возникает из-за того, что импульс, стремящийся к выражению, сталкивается с сопротивлением, основанном на страхе. Напряжение мышц челюсти может выражать конфликт между импульсом укусить и страхом навлечь на себя гнев родителей. То же самое напряжение может быть связано с импульсом заплакать и страхом спровоцировать агрессию родителей или отвержение. Напряжение может иметь множество значений, поскольку в любое эмоциональное выражение вовлечены все части тела. Это значит, что любое напряжение должно быть рассмотрено с точки зрения всех движений, в которых могла участвовать напряженная мышца. По возможности, специфические конфликты, связанные с напряженной группой мышц, должны быть выведены в сознание, это касается как сдерживаемого импульса, так и страха, вызвавшего это сдерживание. 2. Каждая хронически сокращенная мышца представляет негативную установку. Поскольку она блокируют выражение определенного импульса, она тем самым говорит: "Нет, не буду". Не осознавая ни импульса, ни напряжения, которое блокирует его, индивид ощущает это как "Я не могу". И пока он не начнет их сознавать, та часть тела, которая контролируется этими мышцами, двигаться не будет. Когда человек сознает сдерживание, выражающееся в напряжении, его "Я не могу" сменяется на "Я не буду". Сознательно выражая свою негативную установку, он освобождает мышцу от необходимости бессознательного блокирования импульса, и таким образом получает возможность выбора: дать выражение этому импульсу или удержать его. Например, многие пациенты сдерживают плач и не могут отдаться своему горю. Генерализованная негативная установка, выражающаяся в сдерживании действия напряженными мышцами, распространяется и включает в себя терапевта и терапевтическую ситуацию. Ее обычно прикрывают фасадом вежливости и готовности к сотрудничеству. Можно упорно пробиваться через этот фасад с помощью анализа переноса, а можно двигаться прямо, сделав выражение негативизма делом первостепенной важности. В биоэнергетической терапии каждый пациент оказывается лицом к лицу с собственной скрытой негативной установкой, и достигается это работой с выражением враждебности и негативизма как физически, так и вербально. * Биологический аспект мышечного напряжения заключается в его связи со способностью испытывать удовольствие. Тотальное напряжение смерти, проявляющееся в состоянии трупного окоченения, — это не что иное, как полное отсутствие какой-либо способности чувствовать удовольствие или боль. В той же мере, в какой хронические напряжения сковывают наши тела, снижается наша способность к удовольствию. Сознание этого факта может стать мотивацией для порой мучительной задачи высвобождения этих напряжений. Без полного понимания биоэнергетической динамики дыхания, движения и чувства, человек не способен вернуть себе радость жизни. В отчаянии он пестует иллюзию, что успех и власть смогут превратить унылое существование в наполненную удовольствием жизнь. * Непрерывный процесс жизни — это нечто большее, чем просто выживание, то есть больше, чем сохранение физической целостности организма. Способность к выживанию свойственна и индивидам с эмоциональными расстройствами, которые жалуются на отсутствие удовольствия в своей жизни. В этих случаях прекратилось поступательное движение жизненных процессов. Удовольствие и выживание не идентичны друг другу. Жизнь не стремится к статическому равновесию, ибо это есть смерть. Жизнь включает в себя такие явления, как рост и творчество. Вот почему новизна является важным аспектом удовольствия. Повторяющийся, однообразный опыт скучен, и распространенное выражение "смертельная скука" иллюстрирует, насколько жизнеотрицающим является недостаток возбуждения. * С биологической точки зрения, удовольствие тесно связано с феноменом роста, который является важнейшим выражением непрерывного жизненного процесса. Рост осуществляется благодаря контакту с окружающей средой, которая питает человека как физически, так и психологически. Расти — значит тянуться, добиваться, вбирать в себя воздух, получать пищу и впечатления. Мы наслаждаемся экспансией и расширением нашего существа: увеличением силы, развитием двигательной координации и навыков, расширением социальных отношений, обогащением жизни. Здоровому человеку свойственна жажда жизни, познания, стремление получать новые впечатления, впитывать новый опыт. Грубо говоря, усиление возбуждения ведет к удовольствию, а снижение — к скуке и депрессии. © Поздняков Василий Александрович, 4 ноября 2010 года. Сайт психолога об искусстве любви. обсуждение в Живом Журнале |